Проекты для рынка Фэшннет НТИ
15 проектов индустрии моды могут войти в «дорожную карту» рынка FashionNet НТИ. Это проекты по кастомизированному производству одежды и аксессуаров, созданию новых декоративных тканей, внедрению в фэшн-индустрию информационных технологий, технологий «больших данных» и блокчейна, а также по исследованию и разработке текстильных материалов и развитию национальной сырьевой базы для легкой промышленности.
Один из проектов получил поддержку регионального правительства - открытие в Иванове Fashion Hub – бизнес-инкубатора, в котором на одной площадке планируется создание производственного цеха пошива одежды, собственного магазина готовой продукции и акселерационного образовательного пространства.
«Бизнес-инкубатор соответствует нашим задачам по развитию и поддержке малого бизнеса, индивидуальных предпринимателей, - сказал директор департамента экономического развития и торговли Ивановской области Александр Лодышкин. – Здесь начинающие дизайнеры смогут создавать промышленные образцы своей продукции, заказывать пошив одежды, продавать ее и одновременно получать необходимые знания и навыки от ведущих экспертов рынка».
По его словам, региональные власти рассматривают возможность компенсации предпринимателям затрат на аренду мест в бизнес-инкубаторе и субсидирование образовательных программ. Открытие бизнес-инкубатора запланировано уже на 2018 год.
Представители промышленных компаний и РВК обратили внимание на проекты, предлагающие использовать технологии дополненной реальности для создания новых типов одежды, применять «большие данные» для реализации продукции и автоматизировать проектирование одежды и аксессуаров.
К примеру, проект по созданию платформы-агрегатора, собирающего открытые данные о пользователях с разнообразных сервисов в сети, предлагает учитывать не только физические особенности фигуры человека, но и его поведение, привычки, предпочитаемые материалы. Это позволит практикующим технологам и дизайнерам принимать быстрые решения на основе данных агрегатора, разрабатывать сценарные технологии персонализированного проектирования одежды и модифицировать конструкторскую документацию, что снизит затраты на производство.
Создатели проекта FashionAR намерены встраивать в одежду цифровые метки-датчики Bodyscan, которые при наведении на них мобильного телефона «рисуют» на рубашке или футболке дополнительные картинки. Также они разработали концепцию и техническое решение для изготовления одежды и материалов, подходящих для использования технологий дополненной реальности (AR).
«Одежда со слоем AR, приложение и программное обеспечение, с одной стороны, и очки AR с другой позволят человеку постоянно менять свой внешний вид в зависимости от настроения, состояния, статуса и желаний. Платье, по которому будто стекают струи воды, или рубашка-облако – это вполне реально в дополненной реальности», - отмечается в презентации проекта.
На стыке TechNet и FashionNet
Экспертная комиссия, в состав которой вошли представители ведущих российских текстильных компаний («Faberlic», «Шуйские ситцы», «Протекс»), правительства Ивановской области, Российской венчурной компании рекомендовали два проекта для включения в «дорожную карту» рынка TechNet. Это платформа распределенного кастомизированного производства (Fast Open Fashion) и создание технологических ячеек в сфере моды.
Как отмечается в презентации Fast Open Fashion, использование цифровых фабрик в сфере моды позволит выпускать кастомизированные продукты, адаптированные под нужды потребителя, использовать принципиально новые технологии производства fashion и lifestyle продуктов, создавать новые материалы из имеющегося в России сырья. Цифровая фабрика подразумевает полную оцифровку материалов, производственных процессов, внедрение принципиально новых решений быстрого производства и сокращение времени доставки продукта на рынок.
Проект по созданию технологической ячейки подразумевает развитие распределенной сетевой системы производства конечного продукта для потребителя (в шаговой доступности от него). Каждая технологическая ячейка способна собрать кастомизированный продукт под заказ по цифровой модели. Основные материалы, которые предлагается использовать – композиты и полимеры. Сеть, в свою очередь, обеспечит обмен ресурсами, тем самым снизив затраты. Предполагается, что первая такая ячейка откроется уже в этом году в Иванове, затем – в Санкт-Петербурге.
Как сообщил редакции сайта АСИ соруководитель рабочей группы рынка TechNet НТИ Алексей Боровков, проект по созданию технологической ячейки требует всего 300 кв. метров для размещения полного цикла локального производства, и это интересно малым и средним фирмам, университетам. Другими словами, проект может тиражироваться, в стране может открываться до 200 таких производств в год.
По его мнению, проект Fast Open Fashion, и проект по созданию технологической ячейки полностью соответствует концепции рынка TechNet в сегменте цифровых, умных и виртуальных фабрик будущего.
«Проектировать изделия предполагается в рамках цифровой фабрики, и здесь мы говорим уже про Fast Open Fashion. Возникает распределенная сеть, необходимость взаимодействия, которое будет вестись с помощью виртуальных фабрик. И, конечно, проекты будут двигаться в сторону креатива в рамках цифровой фабрики. Эти проекты тесно переплетаются с направлениями TechNet – это цифровое проектирование и моделирование, создание новых материалов (композиты) и цифрового умного производства. Если лидеры проектов подадут заявку на включение в «дорожную карту» TechNet, мы обязательно их рассмотрим», - сказал Алексей Боровков.
Фэшннет и Кружковое движение НТИ
Участники модуля «Образование» представили 4 проекта, которые эксперты рекомендовали вынести на рассмотрение рабочей группы Кружкового движения НТИ. Это создание акселераторов при образовательных учреждениях, помогающих молодым дизайнерам лучше ориентироваться в модной индустрии, включение в образовательную программу школы нового модуля по компетенции дизайна, отказ от образовательных стандартов и переход к качественно новым системным компетенциям в индустрии моды.
Одобрение всех членов экспертной комиссии получил проект Genius индивидуального предпринимателя Павла Драцкого по созданию центров дополнительного образования для детей от 7 до 18 лет, где они смогут учиться техническим и естественным наукам с помощью интерактива, практических опытов и игр.
«Важно создать такие условия, когда ребенок не заучивает догмы и теоремы, а создает и открывает их сам. Дети на своем опыте смогут открыть мир, увлечься наукой, - сказал Павел Драцкий. – При этом мы планируем использовать самые современные технологии и материалы, например, 3D и VR».
Эксперты об итогах форсайт-кэмпа
«Форсайт-кэмп в Иванове - важное мероприятие для работы над «дорожной картой» развития модной индустрии, в дополнение к форсайт-сессиям и профильным для рынка Национальной технологической инициативы FashionNet форумам, которые российская Палата моды при поддержке Агентства стратегических инициатив ранее провели в Москве и Санкт-Петербурге с участием международных экспертов, - сказал инициатор создания рабочей группы FashionNet, президент Национальной палаты моды России Александр Шумский. - Fashion-технологии – это новая сфера приложения усилий в мире, поэтому у российских предпринимателей есть шанс себя проявить и занять свою нишу. Одобренные на форсайт-кэмпе в Иваново проекты будут рассмотрены на заседании рабочей группы FashionNet для включения их в «дорожную карту» рынка».
Разработанные экспертами и участниками форсайт-кэмпа проекты в основном направлены на создание и реализацию на рынке моды массовой готовой продукции. «Готовность и желание создателей проектов использовать в индустрии моды Big Data, платформенные и IT-решения позволит нашим стартапам опередить зарубежные компании на fashion-рынке, - сказал один из организаторов форсайт-кэмпа, глава группы компаний «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев. – На мировом рынке IT Россия занимает 15% и входит в пятерку стран-лидеров, это наше конкурентное преимущество».
СПРАВКА
Организаторами форсайт-кэмпа стали правительство Ивановской области и компании «Faberlic», «Русские инвестиции» и форсайт-движение Ивановской области.
В мероприятии приняли участие больше 200 представителей власти, бизнеса, образовательных и научных учреждений, специалистов в области моды и текстильной промышленности из Москвы, Санкт-Петербурга, Ивановской, Новгородской, Новосибирской, Тамбовской областей, а также из Италии. В работе сессий также участвовали международные консультанты Pricewaterhousecoopers и Publicis.